Несмотря на многочисленные изменения, спустя шесть лет после вступления в силу закона об ОСАГО, все еще далек от европейского уровня. Суммы компенсаций в десятки раз ниже, чем в Европе, но и эти деньги потерпевшим не выплачивают. Порядок оформления трудоемкий и муторный, зато компании в прибыли.
Главная идея закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» - вполне гуманистическая. Попав в аварию не по своей вине, водитель часто оказывался в ситуации, когда деньги на ремонт у виновника можно выбить только с бандитами или через суд – но, в случае успешного исхода суда, получать по 300 рублей в месяц с его пенсии или зарплаты. ОСАГО же должно гарантировать, что невиновный ничего в аварии не потеряет, сможет и машину починить и вылечиться и родственники получат компенсацию в случае гибели.
У нас же вместо того, чтобы защищать права потерпевших, закон скорее усложнял их жизнь.
Чтобы получить выплату, в трехдневный срок стало нужно получить справку об аварии и собрать толстый пакет документов, отстоять очередь, узнать, что в протоколе допущена ошибка, вернуться в группу разбора, а иногда и не один раз – и в конечном счете получить сумму меньшую, чем реальная стоимость ремонта.
Не договорившись о единых методиках исчисления ущерба (они не приняты в стране и сейчас) страховщики стали считать по минимуму. Например, нормочас по 300 рублей, а запчасти – по цене неоригинальных. При этом выплаты начислялись с учетом износа деталей. То есть деньги выплачиваются. По цене деталей на момент аварии – не на новые детали, а на подержанные. И несмотря на то, что правительство с 2005 году обещало отменить эту противоречащую основному принципу закону норму, в 2010 году, Госдума этот порядок подтвердила – оговорившись, что нельзя считать деталь изношенной более чем на 80%.
Вообще в документе было допущено множество двусмысленных допущений, позволяющих страховщикам в разы занижать выплаты. Например, ДТП на внутренней территории – будь то парковка возле магазина или возле офиса, не попадала под действие страховки. Так же не была предусмотрена ответственность за затягивание выплат и по первому времени потерпевшие ждали денег месяцами. При расторжении договора, например в связи с продажей машины страховщики удерживали 23% от стоимости ОСАГО, не говоря уже о принятой правительством системе поощрения и наказания водителей – так называемом бонус-малус. По нему в случае аварии страховка для виновника дорожает почти вдвое, а за год безаварийной езды – дешевеет всего на 5%.