Кризис, по принципу падения карточного домика, затронул не только банки, но и лизинговые компании. Которые, в свою очередь, вынуждены были искать новые способы выживания своего бизнеса.
В расчете на грядущую стабилизацию многие ЛК постепенно смягчили условия лизинга по которым одобрение заявок стало выдаваться более оперативно. Разработали новые программы автолизинга для малого и среднего бизнеса, некоторые работают с клиентами по упрощенной схеме, а при внесении достаточной суммы аванса — и без анализа финансовой состоятельности клиента. Кроме того, многие лизинговые компании идут на предоставление клиентам отсрочек в платежах, в частности в том случае, если бизнес лизингополучателя сезонный, например аграрный.
Иногда предпринимателям помогают региональные власти путем реализации совместных лизинговых программ. Однако автолизинг в программы господдержки включается редко. Например, в Санкт-Петербурге в рамках городской программы для малого и среднего бизнеса легковой транспорт в лизинг получить нельзя, разве что лизингополучателем является компания по предоставлению услуг такси.
Компании также осуществляют специальные программы, которые зачастую проводятся совместно с поставщиками автомобилей и с аутсорсинговыми поставщиками услуг для автомобилистов. В 2009 году автоконцерны стали активно предлагать дисконтные программы, скидки лизинговым компаниям стали предоставлять практически все автопроизводители.
Еще одним новшеством кризисных лет для автолизинга стало расширение торговли предметами залога. Именно высокая ликвидность автомобилей спасла многие лизинговые компании в период роста числа банкротств, когда некоторые клиенты оказались не способны обслуживать лизинговые платежи за авто. Компаниям пришлось торговать предметами залога, и в основном они вполне успешно справляются самостоятельно, без помощи аутсорсинговых продавцов. Торговать конфискатом лизинговым компаниям непросто - для повышения эффективности реализации предметов залога лизингодатель должен хорошо знать рыночную конъюнктуру, быть достаточно оперативным в принятии решений и иметь хорошо отработанные технологии проведения сделок.
Покупка лизингового конфиската, несомненно, выгодна, так как помимо доступной цены клиенту гарантирована юридическая чистота техники. Срок продажи автомобилей зависит от специфики и ликвидности модели, потребности предприятий региона в той или иной технике. Так, в регионах значительно сложнее продать автомобиль представительского класса, чем в Москве.
Многие лизинговые компании попробовали вести новый вид бизнеса — торговлю автоконфискатом — так же, как обычно поступают с реализацией залоговой техники и оборудования, то есть привлечь к продажам внешнего партнера. Однако впоследствии почти все пришли к выводу, что лучше контролировать это направление самим и многие наняли дополнительного сотрудника с целью реализации залоговых авто. В итоге, прогноз развития, в целом, более благоприятный и осталось дождаться весны, когда будет более или менее ясно — выходит страна из кризиса или еще нет.
По материалам газеты «Коммерсантъ»
29 Октября 2009 г.